Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Как U.S. Navy бомбили советский танкер

   Про то, что американские бомбардировщики Lockheed PV-1 "Ventura" летали с Алеутских островов на задания вдоль Камчатки, я наслышан. И садились у нас на вынужденную, и бились; а на одном из этих самолётов даже наш командир авиадивизии потом летал - уж больно ему "Вентура 1" понравилась. А вот про историю, как амеры в 1944-м умудрились отбомбиться по нашему танкеру, до ссылки, присланной мне (ну, как водится, конечно, Павлом Львовичем), я не знал. Привожу ниже свой перевод, картинки и подписи к ним из исходного источника.

ДЕНЬ, КОГДА ВМС США РАЗБОМБИЛИ РУССКИЙ ТАНКЕР
(The American Warrior)


Бомбардировщик PV-1 "Ventura", эскадрилья VB-136, взлетает с авиабазы Каско-Филд, остров Атту (конец 1944 г.).



       Утро 27 августа 1944 года на острове Атту, что входит в Алеутскую гряду, было холодным – впрочем, как и любое другое утро. Отсюда, с края земли, бомбардировщики Локхид PV-1 «Венчура» из состава 4-го авиакрыла ВМС по возможности атаковали северные базы японцев на Курильских островах. Всякий раз, когда позволяла погода, лётчики выходили на охоту за кораблями либо атаковали береговые укрепления.
       Чуть позже семи утра лейтенант Эверетт Прайс (эскадрилья VB-136) взлетел, держа курс на Отомари-дзаки, один из островов Курильской гряды. У него был приказ атаковать любой встреченный японский корабль или обнаруженные на острове склады. Полёт предстоял долгий, и в самолёт было залито тысяча четыреста пятьдесят галлонов топлива для двух его звездообразных моторов «Пратт-Уитни».

FAW4 VB136 PV1 Ventura Airborne 304
"Венчура" из эскадрильи VB-136 идёт на задание.

       На высоте четыре тысячи футов Прайс пытался оценить скорость ветра, глядя на волны внизу. Понаблюдав за водой, он заключил, что ветер примерно вполовину слабее обещанных утром тридцати узлов, и сказал штурману капралу Джорджу Кэмпбеллу внести в расчёты соответствующую поправку. Чуть погодя Кэмпбелл определил место по солнцу и по «Лорану», после чего пришёл к выводу, что до цели осталось 450 миль и 175 минут полёта. Они находились к северу от предписанного курса. Кэмпбелл произвёл корректуру, результаты которой выдал Прайсу.
       Через некоторое время они заметили у себя по правому борту берега полуострова Камчатка. Летя далее то в облаках, то выскакивая из них, они в итоге увидели высокий вулкан и решили, что это Араидо-то. Спустя несколько минут (это уже более четырёх часов в воздухе) кто-то обнаружил по правому борту два корабля. Прайс различил их примерно с двадцати пяти миль. На юге громоздились облака, гребни волн возле кораблей покрывал туман. Они были недалеко от одного из Курильских островов, про который лётчики решили, что это Онекотан.
       Прайс и его второй пилот капрал Фрэнсис Прэйт направили PV-1 к этим двум кораблям; остальные члены экипажа рассматривали цели в бинокли. Одна из целей была похожа на японский корабль радиолокационного дозора. Второй был танкером – лакомый кусочек для любого охотника.

faw 4 after action reports621
Одна из нескольких фотографий Гэвина, сделанных на камеру K-20, когда он сидел, втиснутый между Прайсом и Фитом. PV-1 атакует танкер.

       Ну, понеслась! Прайс отжал от себя штурвал и пошёл в атаку. Они спикировали до семидесяти пяти футов и выровнялись. Танкер шёл приблизительно на десяти узлах ходом курсом норд-ост, и Прайс направил свой PV-1 для атаки с траверза.
       С дистанции четыре тысячи футов Прайс открыл огонь из носовых крупнокалиберных пулемётов. Двухсекундная очередь вспорола воду перед носом танкера. Он внёс поправку и дал по судну ещё очередь, секунд на восемь или десять. Пять пулемётов калибра 0.50 (12,7 мм) выпустили около пятисот пуль, которые прошили мостик, надстройку т корпус, вызвав значительные повреждения.
       Сближаясь на скорости 240 узлов, Прайс продолжал стрелять, стремясь подавить открытый по нему огонь средств ПВО. Несколько зенитных установок находились на носу и на корме танкера, а поскольку они не применяли трассирующие снаряды, экипаж видел только вспышки у стволов и ощущал самые близкие промахи.
       Это был критический момент. Прайс оставался сосредоточенным на бомбометании, Прэйт – на управлении. Между ними скрючился радист Пол Гэвин. Он держал в руках камеру K-20, фиксируя атаку на плёнку.


Последние секунды бомбометания. Фото Гэвина.

       Неожиданно что-то послышалось из СПУ*, но Прайс был настолько сосредоточен, что не разобрал, кто там и что говорит. Затем Гэвин стукнул его в плечо; Прайс снова проигнорировал. Танкер вырастал перед ним, его мачты были уже выше высоты полёта PV-1. Одна ошибка – и они зацепят его, а это конец.
       * СПУ – самолётное переговорное устройство
       Лейтенант Прайс дал сброс бомб. Он собирался положить три бомбы с интервалом сто футов. Первая – зажигательная – не сбросилась. Вторая, многоцелевая пятисотфунтовка, повисла на бомбодержателе и тоже не пошла к цели. Третья – ещё одна «зажигалка» – сбросилась нормально. Она попала точно по миделю танкера и проделала дыру размером в квадратный метр в шести футах над ватерлинией.
       Прайс взял штурвал на себя в самый последний момент, едва не задев мачты танкера. Гэвин отснял фото горящего корабля с клубами дыма и места попадания. Это было мастерское топмачтовое бомбометание, разновидность приёма, отработанного 5-й воздушной армией, а затем распространившегося на все флотские бомбардировочные эскадрильи.
       Всё было прекрасно – за исключением того, что это был «Эмба», русский танкер типа «Суамико», построенный в Портленде, штат Орегон. Спущенный на воду в мае 1944 года, в конце июня он был передан русским по программе ленд-лиза. Он всего два месяца поработал на Россию, когда Прайс проделал в его борту дыру.


Момент попадания. Третья бомба Прайса попала посередине корабля. "Эмба" пережил войну, и Советский Союз вернул его Соединённым Штатам в 1948 году. Он был переименован в "Shawnee Trai"l, AO-142, и эксплуатировался вплоть до конца 1960-х как в ВМС США, так и в торговом флоте. Продан на слом в 1973 г.

       Оказалось, что пропущенная при бомбометании мимо ушей фраза из СПУ принадлежала капитану* – Пол Нуп разглядел надпись «СССР» на борту «Эмбы». Гэвин тоже разобрал советскую маркировку, потому-то и начал пихать Прайса в плечо.
      * Так в тексте (captain). Кто это такой, мне пока не ясно.
       Когда PV-1 вернулся на свою базу Каско-Филд (остров Атту), Прайс обнаружил себя в центре международного скандала. Получилось, что экипаж допустил навигационную ошибку и залетел на советскую морскую линию США – Владивосток. Этой линией досталялось до половины всего того, что отправлялось Соединёнными Штатами в СССР во время войны. Горюче-смазочные материалы, самолёты, грузовики, сырец, железнодорожные платформы и локомотивы доставлялись Тихоокеанским путём. Оружие, самолёты, амуниция – всё было защищено нейтралитетом между СССР и Японией, поэтому шло японскими водами как не имеющее отношения к военным грузам.
       Расследование началось практически сразу. Инспекционная группа ВМС США изучила повреждения «Эмбы» 2 сентября 1944 года и насчитала более ста пятидесяти пулевых пробоин в одном только мостике. Другие пули прошили корпус; при этом слегка зацепило судового врача. По счастью, бомба не повлияла на непотопляемость «Эмбы»; никто не пострадал.
       Прайс и Прэйт за ошибку были наказаны в дисциплинарном порядке, хотя вид и степень наказания затерялись в дебрях истории. Четвёртое авиакрыло ВМС США удвоило свои усилия по распознаванию кораблей и распространило эти обязанности на всех членов воздушных экипажей.


Документ, который ни один командир эскадрильи никогда не хотел бы получить.



Tags: война, история, корабли, крылья, м-да
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments