Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:
  • Mood:

Немного о капитанах

    ...Кстати, насчёт «Баунти». Кто как – а я, например, во всей этой истории целиком и полностью поддерживаю капитана Блая. Во-первых, он был настоящий моряк. Уильям Блай плавал ещё с капитаном Куком, а подлинное мастерство показал, когда мятежники высадили его с семнадцатью товарищами в шлюпку посреди открытого океана. Блай умудрился добраться до спасительного берега, потеряв всего одного человека – его убили воинствующие аборигены на одном из попавшихся островков. А то, что матросов кошками пороли… ну, пардон, времена были такие. Провинившихся пороли на всех флотах, не только в британском. И сейчас бы неплохо.    
    А во-вторых… Тысячи людей бороздили океанские просторы, но история сохранила для нас имена капитанов, а не их соплавателей – по большей части так. Кто помнит лейтенантов Бутэна и д'Экюра? А вот Лаперуза знают все. То же – с Куком, Бугенвилем, Гудзоном, Прибыловым… Вопрос: почему?



сэр Уильям Блай

    Личность капитана в морской истории отрицать по меньшей мере глупо. Еще глупее выглядит тот, который начинает подвергать сомнению действия капитана в море или, что ещё хуже, ломать комедию и пытаться умничать. Вот вернёшься на берег – говори что хочешь, и мерилом здесь только твоя совесть, потому что у каждого своя правда. Но в плавании – не моги. Капитан в море второе лицо после Бога – выше Президента и Папы Римского. Нет, конечно, вылезти со своим советом капитану не возбраняется, но делать это нужно в высшей степени корректно и тактично. Лучше, чтобы при этом присутствовали только двое – ты и он. Почему? Странный вопрос. Потому что он – Капитан. На данном корабле. А ты ещё нет. Закон простой: не нравится капитан – выбирай другой парусник. Но для этого надо сперва куда-нибудь приплыть. Или довести капитана до того, что он тебя где-нибудь высадит к чёртовой матери (имеет такое право). Вот только дорога в капитаны тебе после этого будет надолго закрыта – если не навсегда – потому что в море тебя никто с собой не возьмёт. И весь сказ.
    Просто есть такое слово – ответственность. У ощутившего её груз, как правило, дурацких вопросов не возникает. И вообще, я предпочел бы плавать с капитаном-самодуром (лишь бы морское дело знал), нежели самому оказаться на месте капитана, которому обнаглевший экипаж всучил чёрную метку. Со стороны-то оно всегда видней, но не факт, что у возомнившего получится лучше. У лейтенанта Флетчера Кристиана, к примеру, не шибко получилось...



    PS. Это из моей книжки "Последний шлаг восьмёрки" - как яхта "Апостол Андрей" шла Северо-Западным проходом, по канадской Арктике (довелось принять участие). Книжка, конечно, не издана - поди, найди на Камчатке нормального издателя...

UPD. СЭр Уильям Блай последние годы жил в Мэнор-Хаус, Фанингхэм, а скончался 7 декабря 1817 года на Бонд-стрит в Лондоне, в возрасте 64 лет. Похоронен в церковном дворе Ламбет в восточной его части вместе со своей супругой, родившей ему шестерых дочерей...



SACRED
TO THE MEMORY OF
WILLIAM BLIGH ESQUIRE FRS
VICE ADMIRAL OF THE BLUE
THE CELEBRATED NAVIGATOR
WHO FIRST TRANSPLANTED THE BREAD FRUIT TREE
FROM OTAHETTE TO THE WEST INDIES
BRAVELY FOUGHT THE BATTLES OF HIS COUNTRY
AND DIED BELOVED RESPECTED AND LAMENTED
ON THE 7th DAY OF DECEMBER 1817
AGED 64

Tags: капитаны, паруса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments