Поэтому можно увидеть вот такие захоронения.
Это одинокая могила возле заброшенного в 1970-х посёлка Форт-Росс. Посёлок назван в честь Джеймса Кларка Росса, британского исследователя-полярника, который в первой половине XIX века открывал эти места. Полуостров Бутия и остров Сомерсет разделены узким и длинным проливом Белло; у восточного входа (или выхода?) в пролив и находится бухта Депо с посёлком Форт-Росс. "Депо" означает "склад". Здесь действительно был склад продовольствия полярных экспедиций, которые имели место более 150 лет назад. Первопроходцы оставляли такие склады для себя и для своих коллег, а место обозначали гурием - каменной пирамидой на каком-нибудь холме. Внутрь гуриев обычно клали записки.
На верхней фотографии (2002 год) Николай Литау и Дмитрий Зюзьков возле одинокой могилы, которую мы с Дмитрием нашли в двухстах метрах к северу от двух домиков, составляющих Форт-Росс.
В этой могиле гробом послужил деревянный ящик, а на него навалены камни, чтобы не добрались песцы и медведи. И дощечка с нацарапанными буквами. Надпись, насколько мы поняли, сделана на сиглите - языке инуитов, канадских эскимосов, и прочитать её нам не удалось по причине абсолютного незнания языка. Дощечка лежала рядом, и мы поставили её на место.
А в двухстах метрах к югу мы обнаружили целое кладбище. Могил было пять или шесть - насчёт одной груды камней мы даже засомневались. Могилы ориентированы как попало - и по меридиану, и по параллели (ногами в обе стороны), и наискосок, а две из них были совсем маленькими. Некоторые - без гробов, просто завалены камнями, в промежутках между которыми ящиков не видно. Памятные таблички валялись рядом, видимо, вырванные ветром. Сколько лет этим захоронениям? Кто знает... может, сорок, может, сто.
Мы поправили могилки, добавив к ним камней в тех местах, в которых сочли необходимым это сделать. Поставили на место памятные дощечки (нашли всего две). Помолчали. Вокруг было очень тихо - ни ветерка, ни шороха прибоя, волны не было вообще. Только мы да эти люди, которые были здесь когда-то и обрели свой покой на самом краю света. И гулкая безбрежность кругом - лёд, камень и вода...