Особое место в морском эпосе занимают корабли-призраки. Эти зловещие истории, окутанные тайной, вроде «Летучего голландца», и по сей день ходят по тавернам и палубам, морям и океанам. Тайна – это всегда заманчиво. Так уж устроен человек – нас манит непознанное.
В историях о кораблях-призраках огромное наслоение мифов. Есть, однако, среди всех этих историй самая что ни на есть подлинная из относительно недавнего прошлого. Речь пойдёт о пароходе «Бэйчимо».

Пароход был построен был по заказу одной гамбургской фирмы и сошёл со стапелей шведской верфи в городе Гётеборге в 1914 году. Поначалу он носил имя «Ångermanelfven». Ходить пришлось по Балтийскому морю между гамбургским портом и Швецией, где его и застала Первая мировая война.
Войну пароход пережил без приключений: избежал попадания торпеды и не напоролся на мину. Приключения его начались уже после войны.
Согласно условиям Версальского мира Германия должна была передать весь свой флот странам Антанты. Пароход попал в руки англичан и был выставлен на аукцион, где и был выкуплен Компанией Гудзонова залива (Hudson’s Bay Company). Именно тогда он и сменил название на «Бэйчимо». Надо, однако, отметить, что портом приписки у «Бэйчимо» остался шотландский город Ардроссан.
Работа кораблю досталась вполне типовая для того времени и региона – перевозка меха. «Бэйчимо», переоборудованный для плавания во льдах, ходил по Арктике, заходил в охотничьи селения, грузился пушниной и доставлял её в порт Ванкувер, откуда дорогостоящий груз поступал на экспорт. В своё бесконечное плавание пароход «Бэйчимо» под командованием капитана Корнуилла с командой из 36 человек отправился 6 июня 1931 года.
Пароход успешно прошёл Берингов пролив, но возле мыса Барроу наткнулся на непроходимое поле льда, тянувшееся почти до самого берега. Без малого месяц на пределе возможностей (как машины, так и людей) пароход по нескольку миль в день прбирался через льды, чтобы в заливе Амудсена снова угодить в ледяную довушку. С огромным трудом «Бэйчимо» прорвался к охотничьему посёлку в заливе Коронэйшн, где, заполнив трюмы грузом, не выжидая ни дня отчалил обратно – в иллюминаторы уже стучалась безжалостная арктическая зима.
Опасности поджидали судно на каждом шагу, но опытный капитан не раз спасал положение и выводил корабль на чистую воду. Беда поджидала у всё того же злосчастного мыса Барроу. И здесь все мастерство капитана оказалось бессильно перед стихией: примерно в полумиле от берега корабль попал в ледяной плен, из которого выбраться уже не смог.
1 октября 1931 сжимаемый льдами «Бэйчимо» подал сигнал бедствия. Экипаж был вынужден оставить судно и пешком двигаться к берегу, где находилось селение эскимосов. Надо отметить, что Компания Гудзонова залива не бросила своих людей в беде, и вскоре к мысу прибыли два гидроплана, которые забрали 20 моряков. Остальным во главе с капитаном было велено оставаться и ждать весны, когда льды ослабнут и выпустят «Бэйчимо» из плена.
Однако очень скоро начался буран; капитан со своими людьми укрылся в иглу, а когда стихия утихомирилась, пароход исчез.
Кронуилл счёл, что судно таки раздавило льдами, и готов было уже махнуть рукой на затонувший пароход, но вскоре выяснилось, что охотники видели дрейфующий «Бэйчимо» в 50 километрах от места стоянки. Невероятно, но буран освободил его из ледяных тисков и отправил в свободное плавание. Моряки бросились в погоню на собачьих упряжка и вскоре настигли беглеца, но радость их была недолгой. «Бэйчимо» снова вмёрз в лёд, шпангоуты были погнуты, а паровая машина встала навечно. Кронуиллу ничего не оставалось, как выгрузить ценный груз и на гидропланах убраться, оставив судно на верную гибель.
Здесь можно было бы поставить точку. По всем законам морской подлости его очень скоро должны были раздавить льды и отправить навечно на дно. Однако «Бэйчимо», брошенный людьми, продолжил своё плавание. Весной 1932 года эскимосы заметили его дрейфующим вместе со льдами возле всё того же заколдованного мыса. Надо сказать, что тогда их «фантазиям» никто не поверил. Ещё через год пароход попался на глаза путешествующему на собачьих упряжках исследователю Арктики Лесли Марвину, который его сфотографировал. В марте 1933 года группа охотников наткнулась на «Бэйчимо», в очередной раз вмёрзший в лед в районе залива Амундсена. Следует отметить, что эта встреча произошла как нельзя кстати, так как начался буран, и в течение долгих 10 дней пароход служил укрытием для эскимосов. Эти сообщения игнорировать было уже невозможно, и Компания Гудзонова залива объявила награду за «поимку» призрака.
В августе 1933 года «Бэйчимо» видели неподалеку от канадского посёлка старателей. Не разыграйся шторм, возможно, жаждущие награды жители заарканили бы беглеца. Но, увы, когда шторм стих, неуловимый пароход снова скрылся.
В июле 1934 года «Бэйчимо» едва не протаранил шхуну шотландской исследовательницы Изабеллы Хатчинсон. К сожалению, у учёных не было ни сил, ни времени, ни людей, чтобы справиться с пароходом-призраком. И снова тот был брошен на произвол стихии.
В 1939 году у берегов Аляски капитану небольшого китобойного судна Хью Полсоному удалось взять «Бэйчимо» на абордаж. Долгое часы механик пытался вернуть к жизни паровую машину, но начался шторм, и непокорный пароход снова вырвался на волю.
Ещё много раз в окрестностях заколдованного мыса видели пароход-призрак. Последние подтверждённые сведения относятся к 1969 году: эскимосы сфотографировали вмёрзший во льды «Бэйчимо». Все последующие рассказы – не более чем слухи.
В 2006 году власти Аляски объявили награду в 100.000 долларов за поимку корабля-призрака, однако эта сумма до сих пор остаётся невостребованной. Затонул ли «Бэйчимо» или по сей день дрейфует во льдах – доподлинно неизвестно.
(источник)
=====
На всякий случай: от мыса Барроу до залива Амундсена (который вообще-то впору было бы назвать проливом), хоть они и находятся в одном и том же море Бофорта, 790 миль. Ещё раз, буквами: семьсот девяносто миль. Притом это по прямой, без учёта извилистой береговой черты... М-да, таскало многострадальный пароход льдами туда-сюда столько лет... а может, и до сих пор таскает.
И таки да, не переименовывайте свои корабли. И избегайте переименованных.