Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Было дело, да...

       Листаю свою старую записную книжку. Единственную оставшуюся с офицерской службы. Собственно, я её и не выбросил вот из-за этих вот страничек. Всё написано условными сокращениями, понятными только специалисту, который "круто в теме" - ну, это само собой, ведь вести карманные записи было необходимо (без них ну просто никак), а информация (к тому же непосредственно свежая, а не то что по прошествии лет) была уй-юй-юй...
       Сейчас читаю, вспоминаю, улыбаюсь и бормочу "м-да". А вот тогда было не до улыбок.

К/10/121 – 30.04.92
1. 433 5-6.05 ↑95
2. 180 6-8, 12-16.05 ↑16×95
Хватов

К/10/136 – 18.05.92
433 (490-1)
19-26.05 (искл. 24.05) ↑15×95
Хватов

НШ/10/250 – 25.05.92
продл. К/10/136 от 18.05.92 про ↑433 до 05.06 (искл. 31.05)
Калабин

12.05.92 (09.35)
Раб. К/10/121 – 30.04.92 п. 2 на 09.00 12.05.92
Гольдибаев

На расп. 136 TF нет

180
12.05.92 – привязалась; зыбь
13.05.92 – ↑4 шт. (зак. в 01.00)
14.05.92. 12.00: «Ком. ТОФ приказал 14-15.05 закончить по 180. Выгрузку – в светлое время суток. Разборку – в рабочее время. К-ру в/ч 26942 организовать хранение в соответствии с «…». Приказание передал устно к. 1 р. Близнюк.


       Пояснение: прошла негласная информация, что якобы сын Ком. ТОФ сказал папе, что на день рождения во Владивосток ну никак не успеет, потому что лодку надо разгрузить, передать другому экипажу, а она в общей очереди, и вообще; на что папа ему якобы ответил: "А спорим на ящик коньяка, что успеешь?". День рождения тогдашнего Ком. ТОФ был 3 мая, день рождения сына - не знаю. Может, брехня (ибо дата не бьёт), но последующий ход событий показал, что слух небезосновательный; ну, и таки да, во что это всё чуть не вылилось...

14.05.92 – ↑7 шт. (зак. в 03.00)
15.05.92 – ↑5 шт. (зак. в 21.00)

433
20.05.92 – привязалась
21.05.92 – зыбь; валяли дурака
22.05.92 – зыбь; валяли дурака
23.05.92 (сб) – ↑1 шт. (нач. в 17.30, законч. в 23.30)
24.05.92 (вскр):
    09.44. По приказ. ОД КВФ из-за отсутствия работ в плане флота и флотилии разгрузка 433 не разрешена.
    10.15. С личного разрешения Ком. ТОФ разрешены работы с 433 вне плана.


       Вот не помню, на какой лодке он служил - на К-180 или на К-433 (которую на тот момент держал первый экипаж К-490). Впрочем, какая разница. Спор или не спор - главное, что раздолбайство самого высокого уровня. Замечу, что в те времена интенсивность боевой эксплуатации РПК СН была просто сумасшедшей; малейшая задержка или сбой вели к срыву графика боевой службы. Но: так или иначе - вот так вот, "с личного разрешения", всё устно, без секретной бумажки... интересно, кто бы потом был выставлен крайним, если бы...

24.05.92 – ↑3 шт. (зак. в 23.00)
25.05.92 – ↑5 шт. (зак. в 01.30 26.05.92)
26.05.92 – ↑6 шт. + 1 ДМВ с УСИ законч. в 06.45 27.05.92)


       Далее - для памяти - там же у меня был выписан перечень кое-каких (притом не всех!) нарушений командующим флотом своих же (да и главкомовских тоже) инструкций, директив и приказов:

0044-87 Ком. ТОФ
    стр. 39 – Перечень операций повышенной опасности:
1. Расстыковка (стыковка) с ракетой
2. Тр-ка
4. Подъём, перемещение ракет ГПС
9. Стык., расстык. ОП (ГЧ) БР
    стр. 84 – 2 абз. сверху
    стр. 87 п. «б» - недост. освещ., когда кр-к плохо различает – РР обязан прекр-ть работу

0014-90 ГК ВМФ п. 3, 4, 6, 13, 38, 45
Грубейшие нарушения технологич. графика


       Было запрещено сокращать время операций (и понятно почему: спешка нужна при ловле блох, но никак не при работах с вооружением, тем паче ядрёным). Спешка в нашем деле ВСЕГДА ведёт к жопе - большой или маленькой, но ЖОПЕ. Было строжайше запрещено работать в выходные и праздничные дни; в тёмное время суток и при ограниченной видимости; без перерывов на приём пищи и отдых; в нерабочее время (с 19.00 по 09.00 следующих суток) и т.д., и т.п., и др, и пр. Две штуки в день (технологический график-с), максимум три, если сильно исхитриться и привлечь больше народу. Это официально и по документам. На деле же... На деле же высокие начальники орали и брызгали слюнями, а порой сами требовали нарушения технологических графиков (как в данном случае - притом, откровенно нагло не документируя свои приказания). Проще говоря, в те весёлый дни было сделано всё (или почти всё) для маленькой катастрофы со спецоружием. Ну и плюс повседневное и традиционное раздолбайство ТРБшников, конечно, куда уж без него:

На 100: КР Акманов сидит на стуле, БР висит, ТИУ отошла, матросы катаются на оттяжках (Ленкевич)

       Нормально, да? Ракета висит на перегрузке, начальник перегрузочного расчёта сидит и дремлет на весеннем солнышке, а матросики тем временем развлекаются, используя оттяжки в режиме тарзанки... Могу себе представить, как у Серёги Ленкевича челюсть в тот момент на бетонку упала.

26.05 в 23.50
померла таль – БСР висит;


       Да-да, вот так вот и висит на трёхметровой высоте, отведённая от ракеты, и ни туда, ни сюда. Это уже собственно в цеху. Тормоз сработал (слава Богу), а что дальше делать, не знает никто. Так оно и висело, пока чинили таль, опасаясь задеть тормоз и молясь чуть ли не вслух. Если бы оно грохнулась, то... да фиг его знает, что было бы. Теория вероятностей тут бессильна.

телеги сломаны, хер их вытащишь, ЭТВ сдохла, дёргали МАЗом

       ЭТВ - это электрический тягач. Медленный, но очень мощный.
       Дёргать в "трубе" МАЗом - это вообще... это на грани фола, ребята.

в 1Б телега кривая – стыковщик не надеть;

       Колёса телег частично отсутствовали, частично были спущены "до обода"; водила-домкраты - где кривые, где сломанные... вся расстыковка и стыковка - тоже на грани фола. Точнее - ФОЛА. Примерно такого же, как вытаскивать ракету из шахты во время зыби. Чпок - и вася.
       Сюда же можно приписать и нулевое давление в пожарных магистралях, и тогдашнюю практически никакую связь в ТРБ, и неосвещённые дорожки перекаток...

в 01.30 27.05 повезли её на 100 перегружать в норм. телегу.
В 03.00 с Тимом поехали посмотреть, что так долго? А там – свету нету, связи нету; на дороге Акманов и Бондур с телегой


       Да-да, наружное освещение - только фарами автомобилей, больше нечем. Какие фонари, о чём вы вообще? Это ж ТРБ.
       Тим был ответственным руководителем работ с нашей стороны, я - контролирующим лицом.
       Далее следует картинка:

http://ic.pics.livejournal.com/filibuster60/15039210/396137/396137_original.jpg

       И вот они втроём (поскольку плюс ещё матрос, водитель МАЗа) стоят и думают, что теперь делать. Телегу скрутило во время транспортировки из-за сдутых левых передних колёс (а ещё и сдутое крайнее левое заднее), и она встала так, что ни туда, ни сюда. Любой манёвр тягачом чреват тривиальным опрокидыванием телеги. ЖОПА. Мичман напряжённо думает и вполголоса советуется с матросом. Их капитан-лейтенант молча стоит в стороне, потерял нить мыслей, а заодно и речь. Мы с Тимом тоже рядом стоим, слева от телеги, возле ямы, и слушаем; в разговор не влезаем, потому что они хоть и раздолбаи (раз к такому положению дел привели), но по части управления тягачами с ракетами они действительно Асы с большой буквы. Мичмана и матросы отдела хранения ТРБ то есть. Рассказывать бесполезно, надо видеть.
       И ведь шиш кому доложишь о ситуации - связи-то с этого участка дороги никакой, до цеха неблизко, до перегрузки тоже (там хоть телефоны-"крутилки" есть, связь с оперативным на пирсе). А время летит. Ситуация ухудшается: телега, похоже, не хочет держаться на тормозах и очень-очень-очень медленно ползёт вперёд-влево, поскольку дорога тут слегка под уклон. Вперёд к полной и окончательной жопе. Темень. Туман ночной. Стоим. Наш "Урал" чуть сзади, метрах в тридцати, еле виден, только фары слепят. Что за ночка такая - столько диких предпосылок к ЧП, и вот ещё одна, самая шикарная, прям как логическое завершение всего предыдущего...
       В общем, ребята быстро так посовещались, приняли какое-то решение (кап-лей так и остался стоять в сторонке); матрос сел в кабину, мичман - перед "мордой" МАЗа, в свете фар, чтобы знаками ему показывать... Вы можете себе представить МАЗ-500, двигающийся туда-сюда, подруливая, с точностью ДО САНТИИМЕТРА? Я видел. Единственный раз в жизни.
       Зацепили водило (тут мы помогли, конечно)... потихоньку... вперёд... бдынсь... чуть назад и вправо... тррррр... ещё вперёд... Телега пошла... вот она накренилась ещё сильней (ой, мама!), и мы с Тимом переглянулись. Я помню его глаза. А у меня волосы под фуражкой зашевелились и в животе холодно стало. Потому что и дурачку понятно: вот сейчас эта гадина тупо опрокинется прямо на нас, ракета упадёт, разломится, и будет большая боевая химическая тревога на весь Приморский с Рыбачьим (слова "Вилючинск" тогда в природе не существовало). А то и не только химическая - ракета ж ещё и с "головами"... И будет минимум шесть трупов - капитан-лейтенант Акманов, мичман Бондур, не знакомый мне матрос-водитель, капитан 2 ранга Тимченко, матрос-водитель нашего "Урала" и капитан 3 ранга я. А всё остальное население гарнизона будет либо бегать в противогазах и химгондонах (кому положено), либо сидеть по домам, наглухо задраив форточки, боясь нос на улицу высунуть, пока тут всё не закончится. Была уже такая фигня поздней осенью 1987-го, да и раньше происходило кое-что весьма пренеприятненькое... многие помнят.
       В общем, в итоге ребята всё сумели сделать всё как надо, и даже чуть лучше. Выкрутили по миллиметрам. Вывернули телегу с ракетой. Как они умудрились - ума не приложу. От нас от всех пар валил: вспотели напрочь (лично я - от волнения). И они спокойно себе покатили ракету дальше (и кап-лей дар речи обратно обрёл). И ту работу по разгрузке К-433 мы тогда всё же сделали - да, исполняя преступные устные приказания командующего флотом, но сделали, и без ЧП...
       На самый верх об этом, конечно, никто никому ничего не докладывал, ибо не принято. Просто: "закончили работу безаварийно, замечаний нет, лодка отошла". В ТРБ кого-то там, конечно, за что-то как-то наказали и вдули. Мы с Тимом написали соответствующие рапорта на имя командира нашей части, и на том всё. На следующий день пришло распоряжение на "вертикальную" замену БК К-449 - новенькие "морковки" вместо стареньких. То есть служба размеренно поехала дальше...
       А нынешний Вилючинск живёт и не знает, что тогдашнее его население своим здоровьем (да и жизнью, чего уж там) обязано скромному такому добродушному мужику с румяной улыбающейся физиономией - мичману Бондуру... Он и сейчас тут у нас живёт. И, конечно, безвестному матросу - водителю того МАЗа.
       У нас же на флоте оно постоянно так - сначала создадим предпосылки для ЖОПЫ, а потом совершаем подвиг, от неё уворачиваясь. Как правило, удачно; но иногда - не совсем...
       М-да.

* и немедленно выпил
Tags: м-да, оружие, память, подводные лодки, флот, ядрёное
Subscribe

  • Про памятники эти

    Тоже имею высказаться. Противно наблюдать, как вопрос по памятнику решают те, кто по масштабам личности, по свершениям, харизме, стойкости,…

  • Новости археологии

    Как пишет КамчатИнформ (и не только они): Могилу английского контр-адмирала Дэвида Прайса попытаются найти в этом году на Камчатке Команда…

  • Околозвукоизвлекательское

    Кто заказывает в тырнет-магазине за полторы тыщщи рублей ЦБ РФ шнурок с разъёмом "мама" в то время, когда по fuckту нужен разъём…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Про памятники эти

    Тоже имею высказаться. Противно наблюдать, как вопрос по памятнику решают те, кто по масштабам личности, по свершениям, харизме, стойкости,…

  • Новости археологии

    Как пишет КамчатИнформ (и не только они): Могилу английского контр-адмирала Дэвида Прайса попытаются найти в этом году на Камчатке Команда…

  • Околозвукоизвлекательское

    Кто заказывает в тырнет-магазине за полторы тыщщи рублей ЦБ РФ шнурок с разъёмом "мама" в то время, когда по fuckту нужен разъём…