Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Памяти вероятного противника

       Пишет советский и российский моряк Олег Рыков:

       Грустное.
       Кто бы мы ни были, по какие бы стороны не стояли, – ушёл моряк.
       Была мысль когда-нибудь найти бывшего командира «Леги» Фреда Уилкина Бейли, но теперь уже не получится.
       А «Леги» так и стал его последним кораблём... И это была его последняя семья – экипаж крейсера. Так он и умер бобылём.

capt. bailey

       А вот его послужной список. Оказывается, он был ветераном Вьетнама...
CO, USS BRIDGET DE-1024
CO, USS O’CALLAHAN FF-1051
CO, USS SAMUEL GOMPERS AD-37
CO, USS PREBLE DDG-46
CO, USS LEAHY CG-16
       И награды:
MERITORIOUS SERVICE MEDAL
NAVY COMMENDATION MEDAL W/COMBAT 'V'
COMBAT ACTION RIBBON
PRESIDENTIAL UNIT CITATION
REPUBLIC OF VIETNAM GALLANTRY CROSS MEDAL
       Rest in peace, Captain.

82913693_135698976536

     Описывая события того далёкого 1985 года, я не переставал думать, что чувствовал экипаж крейсера «Леги» и особенно его командир кэптэн Фред Уилкин Бэйли – маленький взрывной, но добродушный человек с ярко выраженной поведенческой флотскостью-бравадой, настоянной на опыте и умении; человек из тех командиров, который, услышав анекдот об инвалиде-скопце, пришедшем вербоваться на военный корабль, не строил брови домиком, а ухмылялся, брал 1МС (микрофон громкого корабельного оповещения) и пересказывал его всему экипажу:
       – Вербовщик говорит этому парню, что он подходит флоту по всем параметрам. А на вопрос, когда явиться на службу, отвечает: «Рабочий день на корабле – с 08.00 до 16.00, но вы приходите часам к десяти».
       – Почему? – удивляется новобранец.
       – Вы знаете, с 08.00 до 10.00 все сидят по каютам и чешут яйца, а вам это ни к чему. Парни, мне не хватает таких моряков! Хватит чесать яйца, пора работать!

http://ic.pics.livejournal.com/navalbro/15163080/58889/58889_original.jpg
Командир крейсера УРО Фред Бейли

       Да, Фред Бэйли был хохмач и забияка, каких любят экипажи. Хотите представить, как он выглядел? Пожалуйста, вспомните миллионера – владельца яхты из комедии “Some like it hot” («В джазе только девушки»), ухаживавшего за… тьфу… Джеком Леммоном – это вылитый кэптэн Бэйли, лицом и статью.
       Я очень хотел выяснить его судьбу. И вот…
       У «Леги», в отличие от других кораблей ВМС США, долгое время не было своего сайта, пока один из ветеранов крейсера, Кен Дэшаиз, не решил создать его. Сайт ещё тестировался, когда в его почтовый ящик пришло сообщение: «Поздравляю с открытием долгожданной странички. Посылаю привет от советских матросов и офицеров ССВ-493, три дня проведших в почётном эскорте «Адмирала Леги» на Пойнт-Мугу под Сан-Диего. Те, кто был там и помнит, отзовитесь!»
Две последующие недели убедили меня, что ответа не будет – Холодная война в виде изрядно подтаявшего айсберга ещё плавала между Приморьем и Калифорнией. Старик Кен меня подбадривал, но тоже не верил, что кто-то отзовётся.
       А в следующий понедельник мой почтовый ящик чуть не взорвался – в нём сидели: Крэйг О’Нил, Майк Шнайдер, Джэйми Кон и Дин Дженнингс. Сидели и ждали, когда я «распечатаю» ящик гнева на mail.ru, чтобы высказать всё, что наболело за 18 лет:
       – Мы чуть не начали войну!
       – Вы думали о своих и наших семьях, сволочи?!
       – Краснопузый, засунь свой партбилет…
       Теперь открываем и читаем:
       – ТЫ ИСПОРТИЛ НАШИ ВЫХОДНЫЕ!
       А где война, порушенные семьи и партбилет? Остались плавать на айсберге?
       Вот пишет Крэйг О’Нил, бывший котельный машинист 2-го класса крейсера, ныне прозябающий строительным рабочим в Иллинойском университете:
      – Привет, друг. Дали вы нам тогда ниже ватерлинии. Хочу рассказать о той погоне, какой её видел я, сидя в машинном отделении, лишь изредка высовывая нос на верхнюю палубу. Где-то в семь утра мы снялись с якоря, чтобы к 11.00 прибыть на Пойнт-Мугу. Мы шли на полигон, чтобы в третий раз отстреляться  новым ракетным комплексом по воздушным мишеням. Слава Богу, я провёл ту ночь со своей девушкой – в отличие от артиллеристов, пахавших на консервной банке всю ночь. Они у нас были молодцы – могли любую задницу намылить своими ракетами, в отличие от других кораблей, постоянно мазавших на стрельбах. А это не нравилось начальнику полигона, который имел зуб на нашего командира Бэйли. Позже это сыграло роль: он продержал нас в ожидании до 14.00, постоянно ругаясь с кэпом. Лядский сухопутный пердун! Но мы хорошо поработали – завалили все три мишени. Командир после стрельбы повернул нос на Сан-Диего и дал полный ход, как он это делал всегда. Говорят, что у него было назначено свидание на тот вечер. И что делает этот гад с Пойнт-Мугу?! Он приказывает – как старший по званию – возвратиться и поднять плавающую мишень! Наверное, знал о планах Бэйли на вечер! А что мы видим, возвратившись? Мы видим долбаный русский корабль, который поднял нашу «птичку», собственность США, и намылил задницу в сторону Матери-Родины! Ещё и быстро так намылил! Мы едва держали такой режим хода более двух суток на своих газотурбинных двигателях! Прислали нам в подмогу эсминец класса «Спрюэнс» и дали приказ преследовать вас хоть до самой России. Говорят, что в один из моментов поступил приказ стрелять по вашему носу. Второй день прошел рутинно – мы висели у вас на хвосте, делая пятидолларовые ставки – отдадите вы ракету или нам придётся вас топить, начав третью мировую? В тот день парни с ходового мостика сказали нам, что русские матросы сидят на юте вокруг костра, поют песни и жрут водку! Чёрт, а нам выпивки никто не выдавал! На третий день наши капитаны вроде договорились между собой и повели корабли обратно на полигон, где вы передали нам мишень в брезенте на плоту из бочек. Я видел те останки – таблички о вознаграждении в 500 долларов там не оказалось. Вот думаю, смогли вы её потом обналичить? Это – правдивая история, но мои друзья до сих пор поднимают брови, не веря мне. Понимаю их мысли, что такого быть не могло. Для меня случившееся – один из самых незабываемых моментов жизни. Всего тебе самого хорошего!
       Крэйг так и не получил достойного образования, хотя работает в Университете, убирая снег с дорожек и делая мелкий ремонт. Но у него есть страсть: каждый вечер он садится за верстак и делает потрясающие военные модели. Правда, все они – немецкие танки со свастикой. Что-то у него в жизни не сложилось…

http://ic.pics.livejournal.com/navalbro/15163080/59319/59319_original.jpg
Крейсер УРО "Леги"

       А вот весельчак Джэйми Кон из Филадельфии. Его слог по-флотски безупречен; в письме нет ни единой ошибки:
    – Ахой, коммандер! Моё участие в этом событии невелико, на уровне созерцателя, так как я служил в машине крейсера королём воды и масла. Мы в тот день испытывали нашу ракетную систему, пока не вышел из строя её гироскоп, отчего пусковые установки грустно повисли в бездействии. Последняя мишень, так и не сбитая нами, приводнилась, дав нам возможность вернуться в Сан-Диего. Как я понимаю, для подъёма плавающей «птички» полигон выделил вертолёт. «Леги» же вернулся в порт в районе 19.00, после чего часть команды пошла на сход. Большинство из нас сидели в пабе рядом с базой, когда примчалась военная полиция и приказала срочно возвращаться на крейсер. На борту уже было сыграно срочное приготовление к бою и походу, и уже через два часа мы опять вышли в море. Командир сообщил, что вертолёт не выполнил свою задачу, а русский корабль оказался более ловким. Теперь мы должны найти его. Всю ночь мы шли полным ходом, пока не нашли вас. Все последующие дни мы висели на хвосте «Чарли», имея задачу возвратить ракету, что явно было не в ваших планах. Тогда, на пике Холодной войны, я свято верил, что Советский Союз – это Великий Медведь, страшный и злой. Напомню, что мне был всего 21 год. Я был убеждён, что экипаж вашего корабля состоял исключительно из злодеев, не имеющих человеческого обличия. Сейчас я понимаю, насколько смешно моё тогдашнее мировоззрение, но я вправду верил, что вы – далёкие от цивилизации существа, лишённые чувств и желаний. А теперь я мог часами разглядывать вас, пробравшись к сигнальщикам и одолжив у них бинокль. Я был сражён! Ваши матросы вели себя так же, как мы, американские моряки: хорошо работали на верхней палубе, в солнечные дни загорали на верхней надстройке в одних плавках. Я был смущён и подавлен. Мне говорили, что мы преследуем страшнейшего врага, а мои глаза видели иное. Это были люди, которые честно служили своей стране и своей вере. Эти личные наблюдения чуть не ввели меня в состояние депрессии. Тогда я выполнял свои обязанности чисто автоматически, сейчас уже даже не помня, что происходило в машинном отделении. Помню, что несколько раз игралась боевая тревога, и наш командир, Фред Бэйли, объявлял по громкой связи, что русский корабль навёл на наш крейсер свою пушку. Я точно помню его слова в тот момент: «Если они хотят поиграть в жёсткий футбол, они его получат»! Кэптэн Бэйли был заводным человеком, знавшим очень крепкие выражения, диссонировавшие с его маленьким ростом. Но он был прекрасным командиром. Сыграв боевую тревогу в последний раз, он объявил, что русские возвращают ракету, которая будет  передана на плоту из бочек. Слава богу, эта гонка закончилась! Когда мишень подняли на борт «Леги», я был среди тех, кто мог потрогать и разглядеть её останки – каждая деталь была разобрана вами, аккуратно упакована и помечена биркой. Уверен, что вы успели проанализировать всё, что вам было необходимо. Я никогда раньше не делился мыслями об этом событии с кем-либо. Я рассказывал эту историю  своим друзьям как шутку, но никогда не выдавал свои чувства. Увидев твоё послание на сайте, я не мог уснуть до часа ночи, настолько оно всколыхнуло меня. Желаю тебе мира, счастья и успеха!

http://ic.pics.livejournal.com/navalbro/15163080/1586/1586_original.jpg
Катер крейсера подбирает... кхм... мишень.

       А потом пришла фотография моего «Чарли», присланная Майком Шнайдером с припиской: «Парень, вы постарались от души, чтобы разрушить наши выходные!». Он был очень краток, сдержан, но он ОТВЕТИЛ! Тогда, 18 лет назад, их было 400 человек на борту…
       Письмо последнего из них (четвёртого из четырёхсот) оказалось самым важным для меня. Оно было написано капитаном 3 ранга запаса Дином Дженнингсом – тогда, в 1985 году, служившим офицером РЭБ крейсера «Леги» и стоявшим долгие ходовые вахты, держа корпус крейсера в трёх кабельтовых от кормы моего «Чарли». Как настоящий офицер, он был краток, но точен. А ещё он прислал отсканированную вырезку из газеты «Сан Диего Юнион», в которой говорилось:
       «Сегодня представитель Тихоокеанского флота ВМС США заявил, что командир советского корабля класса «Бальзам» согласился возвратить реактивный самолёт-мишень стоимостью 125 000 долларов командиру крейсера УРО «Леги». Инцидент произошёл в пятницу в 16 милях от острова Сан-Николас, в 75 милях к северо-западу от Сан-Диего, после того как вертолёт увидел беспилотную мишень на палубе советского корабля. «Леги» установил радиоконтакт с «Бальзамом», попросив советского командира возвратить ракету. Русский офицер пошёл навстречу и выкинул мишень за борт, после чего она была поднята катером крейсера».
       Ну что ж – официальный представитель флота оказался как всегда «точен до мелочей». Это их общая болезнь – скрывать и умалчивать. Дин не стал комментировать ту статью, но я почувствовал, как он усмехнулся, посылая её. В своё время агентство «Ассошиэйтед Пресс» было столь же «точно».
       Но меня волновала судьба кэптэна Бэйли: почему сразу после инцидента он был переведён на ремонтируемый крейсер «Стерретт», которым прокомандовал всего месяц, а после отправлен преподавателем на курсы ВМС и через два года ушёл в отставку? Как повлияли те события на его судьбу? Дженнингс не подтвердил мои догадки, что его вынудили это сделать. Поломали ли мы его флотскую карьеру? Может быть… Но, слава Богу, мы не поломали судьбу наших стран. И это главное.
       Спасибо, Крэйг, Майк, Джэйми и Дин. Честь имею, кэптэн Бэйли.

       Собственно, история «Чарли-Чарли-Браво!» – часть 1 и часть 2.
Tags: история, капитаны, память, флот
Subscribe

  • Список бухт

    Попробуем составить список бухт, который может оказаться не лишним для того, кто вечно путается в акватории Авачинской губы (особенно для того, кто…

  • Секретные миссии, ч. 2

    начало | продолжение | окончание СЕКРЕТНЫЕ МИССИИ немецких подводных лодок, связанные с размещением в Арктике метеостанций, в том числе…

  • Неправильная песня

    Хоть и красивая: Chorus: Ah for just one time, I would take the Northwest Passage, To find the hand of Franklin reaching for the Beaufort…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments