
От переднего плана пока абстрагируемся ;) А на заднем виден тёмный обрыв мыса Кутха (тогда его называли "Сельдевская гора") и обустроенный (то ли в году съёмки, то ли в предыдущем) будущий Гражданский пирс, он же пирс № 5. Даже не пирс ещё, а просто вытянутая груда камней, которую много позже закрыли бетонными плитами... э-э-э... примерно в конце 80-х, кажется.
На пирсе, как можно заметить, пипл полным ходом ловит рыбу: сначала бычков, которым отрезали хвосты "на наживку", а потом и камбалу. Навагу за рыбу не считали, из белорыбицы была популярной только камбала. Весь песок пляжа был усеян ракушками от мидий и ещё от каких-то двустворчатых моллюсков - бело-розовых, бело-жёлтых, бело-голубых и просто белых. Я не знаю, как они называются, до 2,5 см величиной, но их было просто дофигища, словно песок усеян маленькими бабочками. И мидий было тоже дофигища. Мы с Лёхой Демьяненко, когда слегка подросли, искали в мидиях жемчуг (на старой канализации, где она в бухту выходила), и даже находили, и много... Ещё возле пирса было много креветок-чилимов (особенно с южной стороны, где после постройки пирса немедленно начала образовываться песчаная отмель) и раков-отшельников (с северной, которая как раз на фото). И крабов было много - как волосатиков, так и королевских, только небольших. Ещё очень много водилось рачков-бокоплавов, прямо кишмя кишели, и мойва-уёк шла так, что аж вода у берега кипела. А прямо с берега люди драли "на смык" кету, горбушу, нерку, кижуча и чавычу. И никакого рыбнадзора не было, потому что ловили исключительно на пропитание, а не на продажу... Вся эта прелесть, увы, в прошлом.
У пирса стоит рабочий катер-барказ с одного из кораблей Экспедиции - 4-й ТОГЭ. Корабли Экспедиции ("Чукотка", "Сахалин" и "Сучан") стабильно торчали на рейде - для них не было пирса (во-первых), и они были жутко секретные (во-вторых). "Сучан" чуть позже переименовали в "Спасск" (когда тёрли с карты Приморья маньчжурские названия), а вскоре пришли и ещё корабли, другого проекта - "Чажма" и "Чумикан". Плавсредства с кораблей возили личный состав на берег и обратно, а швартовались либо вот к этому полунедопирсу, либо к старому понтону, который криво торчал в песке как раз там, где сейчас
Потом пирс чуть достроили, и от него начали ходить рейдовые пассажирские катера в Петропавловск, Сельдевую и Рыбачий. Потом ещё сильнее достроили, и ещё, и мачту воткнули, и сделали запасным стратегическим (только про это широким массам было мало что известно, как неизвестно и сейчас).
Ну и - наконец-то - про передний план. А на переднем плане - мой папа, старший лейтенант в военно-морских ботинках, держит Вовку Шувалова (если только я не путаю, но вроде бы это Вовка, они в двери напротив жили). А левее - вот этот статный и серьёзный юноша в сером двубортном пальто - это и есть я, любимый 8))) Два годика, ага...