Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Шкотовый узел

     Так, время праздников заканчивается. Экипаж! Хорош ром лакать! Бутылки, стаканы - дробь, не наблюдать! Наступает время продолжения боевой флибустьерской подготовки.
      Итак, шкотовый узел. Начнём издалека, а главная мысль, или её подобие, ждёт в самом конце, то бишь на шкентеле.
      Любите книгу - источник знания! Кто это сказал? Неважно! Он был прав. Открываем первую попавшуюся - "Учебник судоводителя-любителя", 1976 год:



     И читаем там: "Шкотовый узел применяется для ввязывания шкотов в шкотовые углы парусов. Разновидность его - брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках".
     Всё правильно. Шкотовый - он потому шкотовым и называется. Правда, в нынешнее время он почти выходит из употребления, поскольку основательно изменились конструкции парусов, появились всякие карабинчики и т.п., и многие яхтсмены для крепления стаксель-шкота к стакселю вообще применяют беседочный узел. Дело в том, что вместо огона, образованного лик-тросом, сейчас в шкотовом углу обычно пробит кренгельс, а в него и в самом деле удобнее завести скобку, к которой шкоты не вяжутся, а крепятся своими огонами, или прямо в кренгельс заводится шкот беседочным узлом (в случае со стакселем - аж два шкота).
     Но совершенно упущено, что шкотовый узел очень надёжен и для другого применения, необходимость в котором может возникнуть совершенно неожиданно...
     А именно - для простого связывания двух тросов, работающих под нагрузкой. Например, когда из двух концов надо сделать один подлиннее - скажем, для использования в качестве буксира.
     Заглянем в (ну конечно же) "Школу яхтенного рулевого", 1967 год:



     Текст гласит: "Шкотовый узел применяется для связывания тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко".
     Слово "очко" лично мне, мягко скажем, режет слух. И дело вовсе не в том, что я по натуре несусветный пошляк, а в том, что на флоте всё или почти всё должно иметь своё точное название, притом непонятное сухопутным крысам ("Эй, там! В лодке по скамейкам не ходить!"). "Очко" - это по-сухопутному, а на флоте это "дучка". И в данном случае нарисована не дырка в гальюне, а огон с коушем. Не "гаша", не "очко", а именно огон. Ну да ладно, мы не об этом. Сказано: "Для связывания тросов одинаковой толщины", а нарисован огон с коушем...
     Поэтому пойдём дальше, в следующее издание (1974), исправленное и дополненное. Там то же самое, равно как и в последовавшем издании 1987 года, то есть ни слова про шкотовый угол паруса. Хоть бы разъяснили неофитам, почему узел шкотовым-то зовётся.
     Открываем "Справочник боцмана", 1984:



     В пояснении написано: "Шкотовый узел - для связывания двух канатов, один из которых имеет петлю, огон или коуш. Этим узлом привязывают шкоты к шкотовым углам парусов, канат к звену такелажной цепи и т.д. Надёжно держит только при натяжении".
     Канат? Бр-р-р... На флоте нет канатов, на флоте есть только тросы, которые также могут быть линями и штертами (или шкертами). Канатов на флоте нет, но это прощается, потому как книжка просто замечательная.
     Вот здесь уже "ближе к телу", как говорил Мопассан. Для примера нарисован всё тот же огон с коушем, но по тексту ясно, что огон может быть и без такового, и вообще может быть просто сложен петлёй.
     К чему я всё веду? А к тому, что шкотовый узел несимметричный, а значит - вовсе не по фигу, как его вязать. В случае заделанного огона (да ещё с коушем) - это одно, а вот в случае с тросом, сложенным петлёй, совсем другое дело... Вот бы картинку! Ищем дальше.
     В "Военно-морском словаре" 1990 года узел нарисован точно так же, и написано, что он служит "...для связывания тросов, один из которых имеет на конце коуш или огон":



     А книжка "Парусный спорт", изданная в 1955 году, заверяет, что "Шкотовый узел применяется при сильной тяге и тросах одинаковой толщины, например при креплении шкота за шкотовый угол паруса":



     Значит, настало время обратиться к мэтру - ко Льву Скрягину. У него есть замечательнейшая книжка "Узлы". И вот там, наконец-то, мы обнаружим картинку:
...


     Но пояснения всё равно нет. Есть разница, с какой стороны выводить ходовой конец левого троса, или нет? Мне кажется,что  есть... не может быть, чтоб не было!
     Вот книга "Морское дело" (1978), автор которой, между прочим, дама - Людмила Шишкина. У неё в книге есть вот такая картинка:
    


     Так вот: смею иметь наглость заявить, что эта картинка как раз и изображает классический и правильно завязанный шкотовый узел. И именно с целью быстрого и надёжного связывания двух тросов, работающих под натяжением. Петля может быть заплетена огоном, даже иметь заделанный в неё коуш, а может и не иметь. Вяжется моментально: раз - и готово. Развязывается тоже просто: сдвинул обе петли друг на друга, и узел готов к отдаче. При натяжении этого не сделать, но об этом позже. Шишкина указывает: "...для привязывания ходового конца троса к другому концу, имеющему огон или коуш. Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам". И тут она тоже права: сложенный вдвое конец троса - это уже огон, петля, пусть и не заплетённая, не заделанная. Вот так дама утёрла нос матёрым мореманам. Впрочем, не исключаю, что она сама мореман ещё тот...
     А что же наш любимый Боб Бонд, "Справочник яхтсмена", настольная книга, наш горячо любимый "майн кампф"? На странице 328 (это наше, русское издание 1989 года) видим вот такое:



     Никто не пробовал завязать подобный узел а потом прикладывать к нему переменное усилие? То есть потянуть-отпустить-потянуть-отпустить... И увидим, что узел-то ползёт! Ходовой конец левого (в данном случае) троса начнёт помаленьку двигаться внутрь огона, который сам же и образует. Этот узел ненадёжен. Фамилия художника в издании не указана, но уверен, что картинки взяты не из оригинальной книги Боба Бонда.
     Правильно завязанный шкотовый узел в книге Бонда должен бы выглядеть вот так:



     В узле, завязанном таким макаром, каждый ходовой конец "контрит" коренной конец другого троса и наоборот. И вот этот узел будет действительно надёжно держать. Мой капитан Владимир Митрофаныч Тарасов учил: "В шкотовом узле ходовые концы должны торчать по разные стороны от самого узла". Так что это не я придумал, если чё.
     А вот что я действительно сам придумал, так это способ быстрого развязывания шкотового узла во время работы, когда снасти набиты. Это то же самое, что отличает рифовый узел от прямого:



     Чтобы раздёрнуть узел, достаточно резко потянуть за ходовой конец нижнего троса (торчит вправо).
     Впрочем, уверен, что такая вязка шкотового узла кем-то давным-давно опробована и где-то применяется. Просто об этом вслух не трубится на всю Европу - перенимают друг у друга по-тихой, плавают где-то... А мне приятно поделиться с экипажем, потому что сам додумался. Его можно назвать "быстрый шкотовый узел", или по-английски "quick sheet bend". В быстром шкотовом ходовые концы должны торчать в одну сторону, хе-хе.
     Одновременно имею наглость (уже вторую) сообщить, что толщина связываемых тросов вовсе необязательно должна быть одинаковой. Разница может быть и в два раза. Конечно, в случае с тяжёлым швартовом кабельтовой работы и тонким линем шкотовый узел не проканает.
     А теперь всем по полпинты рому!
Tags: узлы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments