Сразу скажу, что сейчас буду докапываться до "мелочей". Почему? Потому что, имея желание понять, что произошло на К-152 и почему, тщу себя надеждами на объективную и достаточно точную информацию. Естественно, таковую хрен найдёшь.
Так всё-таки, в какие отсеки АПЛ был подан злополучный ЛОХ? Только во второй или во второй и в первый? Разница-то существенная. Если ЛОХ подавался из второго "на себя" с использованием систем ЛОХ 1-го, 2-го и 3-го отсеков, то это одно. Если же ЛОХ подали во второй и в первый, то это явно сделано не с локального (местного) пульта "Молибден", а с ГКП. Впрочем, возможно ещё, что хулиганы-диверсанты сверили часы и подали ЛОХ "на себя" в двух отсеках сразу по предварительной договорённости... Вы согласны, что это чушь? Значит, ЛОХ был подан с пульта ОКС "Молибден" в центральном. Есть разница?
Вопрос остаётся: в какие всё же отсеки таки был подан ЛОХ? Где именно люди задохнулись-потравились?
А ещё, по мнению автора, "центральный пункт управления лодкой" находится в третьем отсеке.
И дальше приводится интервью с капитаном 1 ранга запаса Михаилом Хейфицем, бывшим подводником, а затем военпредом и в дальнейшем весьма заслуженным человеком, работавшим на наш судпром. Он академик, доктор наук, профессор. И вот его слова (неужто так на диктофон записалось?:
- Всегда ЛОХ управляется с ЦП дистанционно. Но в случае проблемы со связью с ГКП (главным контрольным пунктом) можно было подать ЛОХ только в свой отсек, и решение это принимал командир отсека.
ГКП - это, оказывается, главный контрольный пункт. И это говорит подводник, капитан 1 ранга. Елена, попросите у главного редактора другой диктофон, а то этот маленько глючит. Или не берите больше у него интервью. Мы не верим.
Ещё перл:
- ...У переносного ПДУ защиты хватает на 10-15 минут, но это даёт возможность найти и включиться в ИДА-59 (стационарный).
Нравится? "Идашка"-то, оказывается, стационарное устройство.
А ведь люди читают и (что неудивительно) понять не могут. СМИ противоречат друг другу, главный правдоруб флота Дыгало молчит, как фреона в рот набрал... Где правда-то? Народ истосковался по ней ещё со времён К-141. А то и раньше.
Согласен, Александр Покровский, давний друг "Новой газеты", уже высказался по поводу "Нерпы" на её страницах. И я уверен, что выскажется ещё. Поэтому нужно было найти другого специалиста, для объективности. Ну а раз нашли - прежде чем печатать, дайте же ему самому проверить, чего вы там сдаёте на публикацию. Екатерина Гликман, например, таких ляпсусов не допускает, всё перепроверяет. Помню, статью, в которой фигурировали имена трёх адмиралов и двух капитанов разных рангов (в т.ч. и моя), она дважды присылала мне на вычитку и правку. Потому-то и статьи Екатерины выходят реже - видимо, не спешит она сдавать в выпуск "горячий" материал, предварительно его не проверив.
А тут опять про отсеки, но уже устами Хейфица:
- Трагедия на «Нерпе» произошла в 1-м и 2-м отеках.
Вопрос: как попал фреон системы ЛОХ в первый отсек, что там произошла трагедия? Каким макаром? По трубопроводам и вентиляжке из второго, что ли?
А вот за что спасибо Елене Милашиной - так это за то, что попыталась привлечь внимание к недопустимости традиционного бардака, который гордо именуется "наш флот". И к проблемам судпрома - когда из-за финансовых махинаций и чиновничьей тупости подводные лодки строятся по два десятилетия с внесением чуть ли не 15 тысяч изменений в проектную документацию, причём вносятся они всё больше впопыхах. Впрочем, это проблема всей страны, не только судпрома. Ворьё и больные нарциссизмом тупицы на многих высоких уровнях сидят и обжигают горшки, надеясь почувствовать себя богами. Да вот только не получается сотворить Творение. Всё больше наоборот выходит.
И что самое интересное - это то, что в нескольким местах статьи делается упор на Минобороны как на государственный заказчик, хотя весь Интернет знает, что "Нерпа" достраивалась для аренды "детям Брамы". Вместе с ещё одной "сестрёнкой" (по ряду безымянных свидетельств). И редакция сочла (имхо, справедливо) об этом в конце курсивом напомнить.
В самом деле, что это за анализы такие - заказчиком является Минобороны, а в бюджет Минобороны этот заказ не включён... А достраивалась лодка "под гарантии акционеров на средства Сбербанка РФ". Вы что-нибудь понимаете? Ага! Вот и я про то: либо у меня башню клинит, либо я тоже начинаю кое-что понимать...
Это-то и наводит на всякие беспокойные мысли. Сумма контракта и сам факт его старательно замалчиваются (а вроде бы как 670 млн долл.), лодка "скоро войдёт в строй ВМФ РФ, как и планировалось" (?!). Что-то тут не чисто, братцы. Ау, конспирологи! Дайте-ка нам адекватный ответ, проясните неясности, если не вам трудно... Больше-то обращаться не к кому. Даже самый главный не сказал "они задохнулись", как это у нас принято.
UPD в тему (всё в "Новой газете"):
1. Источник в комиссии по расследованию ЧП на подлодке: у матросов нет допуска к системе пожаротушения.
2. Офицер с подлодки «Нерпа» опасается, что его сослуживец дал признательные показания под давлением.