"Некоторые товарищи не понимают" (с) Посему поясню свою нынешнюю точку зрения.
Корабль спущен во Франции (для нашего судпрома обидно, конечно... да и фиг с ним, хоть в Филадельфии), вскоре отправится на достройку в С-Пб и, смею предположить, таки будет достроен (хотя и предрекаю постоянное сдвижение сроков достройки "вправо"). Ура? Задумаемся.
Огромный корабль надо где-то поставить на базирование. А это инфраструктурка-с:
а). Пирс нужен. Он есть? Строится? Проектируется?
б). Топливом заправлять надо? Надо. Для этого всё в наличии? Или хотя бы - запланировано решение?
в). Электропитание с берега - ну-ка, сколько? А как обеспечить? Уже озадачились или ещё нет?
г). Про кормёжку экипажа не говорим, ибо накормят, не сомневаемся. Но ряд непростых задач таки придётся решить, и лучше бы заранее. Кто-то уже сейчас этим озабочен или нет? Склады, склады, склады, автотранспорт, соответствующие береговые подразделения и пр.
д). Ладно, поставим его на рейде. И пусть стоит! Решение само напрашивается, и опыт соответствующий имеется. Электропитание будет автономным, гора с плеч. Но семьи экипажа где-то расселить всё равно придётся. Вопрос: жильё есть? А детям нужен детский садик и школа, жёнам - работа. Это просчитано?
е). Экипаж нужно где-то учить. В случае атомных подводных лодок это специализированные учебные центры (говорят, ещё не все развалили). Надводники традиционно обходятся без, то есть учатся прямо на "железе". Вопрос: в данном случае прокатит или таки нужен учебный центр? Его следует задать уже сейчас. А точнее, его следовало задать при принятии решения на постройку корабля.
ж). Он и есть пункт "Ж", поэтому о нём в конце.
Замечу, что я не семи пядей во лбу и что-то, несомненно, упустил. Вопросы снабжения оружием, вопросы ремонта и ещё всякие-всякие вопросы. Ибо мало построить/купить корабль, его ещё нужно содержать и эксплуатировать, одно тянет за собой другое, и конца проблемам нет. Обо всём этом ответственные товарищи стараются думать заранее. Подчёркиваю: ответственные. Не как во времена Хрущёва.
Тогда руководство державы поступало куда как проще. Выбрали, к примеру, бухту Крашенинникова, где уже база дизельных подводных лодок есть (правда, на другой стороне), пригнали туда первые три корабля 4-й ТОГЭ, поставили на рейд и - служите, братцы, Родине. Берег - дикий камчатский лес. Нет ВООБЩЕ НИЧЕГО. Параллельно "звёздной экспедиции" примерно таким же макаром в лесу развиваются с нуля в/ч 26942 (ракеты), в/ч 31268 (боеголовки), в/ч 63878 (гидроакустический полигон) и 49-й судоремонтный завод. 1959-й год. 1960-й. Выживайте как можете. И люди доставали невесть где и невесть как доски, пилили их, строили домики "хап-способом"... Позже всех всё же появились военные строители, которые начали строить то, что теперь называется Вилючинском. Инфраструктуру. В нынешние времена такое уже не прокатит, и не вижу причин пояснять почему.
Ну и - пункт "Ж". Возможно, я чего-то не знаю, но по имеющимся обрывкам информации делаю вывод, что ГШ ВМФ сам не представляет, где, как и (главное) зачем использовать эти корабли. Что на Северах, что на ТОФе. Чем их озадачить и как обеспечить их боевую устойчивость. Решение строить было политическим, насколько я понимаю (про то, что, возможно, там кучу бабла напилили, не буду, ибо заверенных цифр у меня нет, а значит, нефиг). А с точки зрения военного строительства, строительства флота вообще (имеющего какие-то задачи, определённые принятой военной доктриной)? Похоже, явно сырым и преждевременным. Это примерно как я сейчас вздумаю купить себе небольшой такой, компактный синхрофазотрончик. Шоб було. Или самосвал БелАЗ. Или геликон. Вещь, несомненно, полезная, спору нет. Где-то кому-то. Но не мне. Я его содержать не смогу, я ещё не придумал как его применять, и вообще он мне, по большому счёту, не нужен. Просто бабки шальные были, вот я их и вложил хрен знает во что.
Напомню: у нас уже есть три безракетных подводных крейсера весьма стратегического назначения.
I.M.H.O.